Импрессионизм


Импрессионизм
    ИМПРЕССИОНИЗМ. Конец 19 века связан с расцветом импрессионизма во всех областях искусства, в особенности, в живописи и в литературе. Самый термин импрессионизм происходит от французского слова impression, что значит впечатление. Под этим названием появилась на одной из французских выставок картина молодого художника, восставшего против музейного искусства, комнатных тонов, получаемых на основании изучения в музеях старых мастеров с их коричневыми тонами. Новый художник вышел из четырех стен на чистый воздух, на простор (plenair, plenairisme — открытый воздух, пленеризм). Под лучами солнца он отдался «жизни вольной впечатлениям», тем впечатлениям, которые производит на глаз кусок природы, кусок жизни в красках, линиях, формах, при том или ином освещении солнца. Художники стали стремиться к правде красок и тонов, к передаче чисто внешних впечатлений, причем оставляли совершенно в пренебрежении все то, что «сердца волнует, мучит», всю глубину душевного переживанья, душевной эмоции, которые следовали за восприятием глаза. За художниками-живописцами Мане, Моне, Пикассо, Сислеем, Ренуаром последовали романисты и новеллисты, поэты и драматурги, подчинившие свое творчество изображению раздробленных моментов, осколков жизни, мигов. Пассивные созерцатели, рабы действительности, импрессионисты в основу своего творчества положили нервную повышенную восприимчивость к впечатлениям внешнего и внутреннего мира. Их искусство явилось только подчинением действительности, с ее точным отображением, как она воспринимается нашими органами. Научиться острее видеть, подметить живое, истекающее кровью сердце, изощрить наблюдательность и способность в немногих словах, в основных характернейших чертах передать многокрасочные и многозвучные образы внешнего мира, усовершенствовать завоевания натурализма и средства пассивного, механического воспроизведения действительности, превратить творчество художника в моментальную фотографию явилось потребностью художников конца века, утративших веру в развитие, в динамику. Искусство, как воспроизведение, отображение действительности было связано с господством позитивизма в области философии. Решающая роль принадлежала чувственным впечатлениям. Героический период буржуазии, боровшейся за новые формы и ставившей перед собой высокие цели в эпоху великой Революции, уступил место преклонению перед завоеванными формами, перед тем, что есть. Изменение техники, изменение темпа жизни, урбанизм (см. это слово) с его страшной скоростью и кинематографическим мельканием вынудили обескрыленного художника-натуралиста искать приемов для экономии внимания, для того, чтобы схватить наиболее характерное, опуская подробности. «Иди, пройдись по бульварам и расскажи, что увидишь, в ста строках», учили Мопассана. Мопассан в своем творчестве исходил из мимолетного, яркого впечатления и стремился произвести несколькими штрихами сильное впечатление в кратких, острых произведениях. У нас в России А. П. Чехов начал практиковать приемы импрессионистов. Выступив после разгрома героического поколения народовольцев, А. П. Чехов говорил о своем поколении: «У нас чего-то нет... нет ни ближайших, ни отдаленнейших целей». Не от готовых тенденций, а от живых впечатлений исходил он в своем творчестве. В степи, выжженой зноем, к людям усталым, продрогшим и гревшимся у костров, подошел какой-то «незнакомец», как оказалось — человек, помолвленный с любимой девушкой, и при первом взгляде на этого человека люди у костра увидели «не лицо, не одежду, а улыбку». В степи русской жизни художник Чехов видел не множество подробностей, а несколько главных черт и осветил их, как светом костра, огнем своего таланта. Недаром его любимым художником был импрессионист-пейзажист — Левитан. «Чехова, как художника, говорил Л. Н. Толстой — нельзя даже и сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, Достоевским или даже со мной. У Чехова своя собственная форма, как у импрессионистов. Смотришь — человек будто безо всякого разбора мажет красками, какие попадаются ему под руку и никакого, как будто отношения мазки эти между собой не имеют, но отойдешь, посмотришь — и в общем получается удивительное впечатление — перед вами яркая неотразимая картина». Своими мазками А. П. Чехов изобразил природу и людей так, как он их чувствовал, избегая уже примелькавшихся общих мест, строя свое творчество на свежести и новизне непосредственно воспринятого впечатления, на умении показать в немногом все богатство и всю сложность жизни. Импрессионизм, отрицавший интеллектуальные звенья в искусстве, разлагал каждое восприятие на мелкие ощущения, опираясь на изысканную впечатлительность нервной системы. Таков был Оскар Уайльд в поэзии. Вместо цельной личности мы видим осколки раздробленной личности, переживающей свое «я» в один из мигов своей психики.
    После войны 1914 года, после величайших потрясений, после революции 17 года, после краха буржуазной машинной цивилизации замечается в Европе и, в особенности, в Германии резкий поворот от импрессионизма к экспрессионизму, переход от пассивного отображения мира в той или иной характерной черте, к выражению внутренней жизни художника, стремящегося преодолеть кровавый кошмар действительности (см. Экспрессионизм).
    БИБЛИОГРАФИЯ.
    Оскар Вальцель. Импрессионизм — экспрессионизм. Петербург. Стр. 94. 1922 г. Из серии «Совр. Культуры».
    К. Моклэр. «Импрессионизм».
    Журнал «Современный Запад» Петербург, 1922 г. Изд. Всем. Лит.
    А. Гвоздев. Экспрессионизм в немецкой драме.
    В. Львов-Рогачевский.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель. . 1925.

Синонимы:

Смотреть что такое "Импрессионизм" в других словарях:

  • Импрессионизм — ИМПРЕССИОНИЗМ. И. в литературе и искусстве определяют как категорию пассивности, созерцательности и впечатлительности, применимую в той или иной мере к художественному творчеству во все времена или же периодически, в той или иной форме… …   Литературная энциклопедия

  • Импрессионизм —         (франц. impressionnisme, от impression впечатление), направление в искусстве последней трети XIX начала XX вв. Сложилось во французской живописи конца 1860 х начала 70 х гг. Название импрессионизм возникло после выставки 1874, на которой… …   Художественная энциклопедия

  • импрессионизм — а, м. impressionisme m. Доктрина живописцев импрессионистов. Булгаков Худ. энц. Направление в искусстве, ставящее своей целью передачу непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Уш. 1934. Почему, например, у великого… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — [фр. impressionnisme < impression впечатление] направление в искусстве и литературе, отражающее субъективные переживания, настроения и впечатления автора в связи с тем, что он изображает. Появилось на рубеже XIX XX вв. Получило свое название по… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860 х начала 70 х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал… …   Современная энциклопедия

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — (от франц. impression впечатление) направление в искусстве последней трети 19 нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Импрессионизм — (от франц. impression впечатление) Направление в искусстве, возникшее во Франции в последней трети XIX в. Главные представители И.: Клод Моне, Огюст Ренуар, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо, а также примыкавшие к ним Эдуард Манэ,… …   Энциклопедия культурологии

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, импрессионизма, мн. нет, муж. (франц. impressionisme) (иск.). Направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных, субъективных впечатлений от действительности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИМПРЕССИОНИЗМ — ИМПРЕССИОНИЗМ, а, муж. Направление в искусстве конца 19 начала 20 в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника. | прил. импрессионистский, ая, ое и импрессионистический, ая, ое. Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • импрессионизм — сущ., кол во синонимов: 1 • направление (80) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

Книги

  • Импрессионизм, Скоробогатько Наталия Владимировна. Импрессионизм - это искусство, стремящееся передать именно впечатление от какого-то пейзажа, бытовой сценки, лица, какого-то фрагмента реальной действительности, как она есть. Отвергая рутину… Подробнее  Купить за 1653 руб
  • Импрессионизм, Скоробогатько Н.В.. Импрессионизм появился во Франции в 60-х годах XIX века. Художники этого направления стремились запечатлеть мир в его изменчивости, непосредственности. Импрессионисты работали на открытом… Подробнее  Купить за 1361 руб
  • Импрессионизм, Скоробогатько Н.. Импрессионизм - это искусство, стремящееся передать именно впечатление от какого-то пейзажа, бытовой сценки, лица, какого-то фрагмента реальной действительности, как она есть. Отвергая рутину… Подробнее  Купить за 1155 руб
Другие книги по запросу «Импрессионизм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.